Практически все знакомые из России задавали этот вопрос любому, кто имел возможность хоть на немного окунуться в образовательную среду другой страны, звучит так: “И где же лучше?” Конечно, ответа на него не существует, так как он всецело зависит как от отношения конкретного человека к происходящему, от места учебы, так и от банальных случайностей, которые формируют у него картину мира.

Самым главным и, пожалуй, единственным резко бросающимся в глаза отличием будет длительность учебы. Так как в Австрии нет четко регламентированного периода обучения, существует лишь рекомендованный срок, который составляет 6 семестров на большинстве специальностей. Нетрудно подсчитать, что это всего лишь три года. При этом никто не заставляет торопиться, если вдруг не удается уложиться в этот период. Учить можно сколько угодно лет.

В России длительность обучения для получения степени бакалавра составляет не менее 4 лет.

Во всем же остальном разница между бакалавриатом в России и Австрии не так заметна. Конечно, если вас интересует сам процесс обучения, то тут отличия будут более заметны.

В австрийский университетах занятия разделяются на: лекции, практические занятия/упражнения, семинары и просеминары. Думаю, рассказывать, что такое лекции, не нужно. Они ничем не отличаются от лекций, к которым мы привыкли у себя на Родине. Практические занятия эквивалентны нашим семинарам, т.е. тем занятиям, к которым студент готовится, которые не пропускает, и на которых должен активно отвечать. Австрийские семинары и просеминары – это кое-что иное. В конце них нужно писать семинарскую или, соответственно, просеминарскую работу. Приставка “про” влияет на количество часов обучения и количество страниц в работе, все остальное совершенно одинаково.

Если говорить о преподавателях, то в австрийских университетах их включенность в процесс часто более заметна, чем в России. (Не забывайте, что я делаю сравнение, опираясь на собственный опыт). Однако и студенты заграницей сильно другие. Во-первых, они старше. Настолько, что я со своими 18 после школе была самой маленькой и иной раз ловила умилительно-удивленные взгляды преподавателей и однокурсников. Это связано с тем, что европейская молодежь не торопится получать высшее образование. Сразу после школы они могут провести пару лет в путешествиях или начать работать. А потом, когда почувствуют настоящую тягу к знаниям, они отправляются в университеты. Что, согласитесь, не так уж и плохо. Приученные с детских лет к самостоятельности и ответственности, они знают, что в ответе сами за себя. Вот и в университеты они идут учиться, а не жаловаться на то, что учеба – это фу.

Может показаться, что я идеализирую ребят из Европы и приуменьшаю способности своих соотечественников. Это не так. В любой стране, найдутся и труженики, и лентяи. Поэтому постараемся остаться максимально безоценочными, ведь каждый волен жить так, как ему угодно. А пока скажем лишь: для того, чтобы по-настоящему сравнить две разные системы образования, нужно самостоятельно окунуться в каждую из них и сделать свои собственные выводы.
Желаем вам удачи!