В Австрии, как и в других странах, получить высшее образование можно не только в университете. Абитуриенты здесь в праве выбирать между учебой в специализированном высшем учебном заведении и в университете. Однако людям, никогда в жизни не сталкивающимся с этой системой сложно понять, как можно делать какой-либо выбор, если они едва ли могут представить, как обстоят дела в каждом из них. В этой статье мы постараемся приоткрыть завесу тайны и рассказать о различиях учебы в каждом из этих заведений.

1. Теория или практика? FH больше ориентированы на практическое применение полученных знаний, в то время как в университетах больше внимание уделяется теоретической составляющей.

2. Цели. Поступая в FH, студенты обычно знают, чего хотят. Выбор конкретной специализации характерен именно для этого учебного заведения, в то время, как абитуриенты в университеты чаще всего интересуются именно сферой деятельности, информацию о которой и о возможных специальностях они получат во время обучения.

3. Вступительный экзамен. В то время, когда поступить на большинство специальностей в университете можно без каких-либо экзаменов, для поступления в фаххохшуле они есть. Причем сложность и вид варьируется от конкретной школы. Обычно, правда, состоят они из двух частей: теста и собеседования. Некоторые подобные школы идут навстречу и проводят вступительные экзамены в онлайн-форме, что позволяет иностранцам не приезжать лишний раз, а выполнить все из дома.

4. Факультеты. Из-за более узкой направленности специальностей FH предлагают студентам меньшее число факультетов. Среди них пока еще отсутствуют те, что связаны с изучением языков и социологией. Однако несмотря на это, училища, включавшие в себя изначально только технические направления, имеет довольно обширное число вариантов.

Аграрные и лесные науки
Информатика и математика
Искусство, оформление и музыка
СМИ и коммуникация
Медицина и основы здоровья
Естественные науки
Техника и основы инженерии
Экономика и право

С университетами все обстоит по-другому. Теоретическая ориентированность, а также большой охват различных сфер позволяет на любом из факультетов получать масштабные знания в разных направлениях.

5. Свобода. В австрийских, как и многих других европейских, университетах студенты вольны сами составлять свой собственный учебный план. Они выбирают предметы и время их проведения. Это позволяет им формировать свой личный график, отталкиваясь от личных предпочтений и целей.
Специализированные училища больше напоминают школы с четко сформированным заранее учебным планом. Однако не все видят в этом минус. Многим студентам удобно, что им не нужно выполнять лишнюю работу и беспокоиться о том, что на лекции не хватит свободного места (что часто происходит в университетах). Однако на старших курсах и студентам училищ дается намного больше свободы, и часть предметов они могут выставлять так, как хочется именно им.

6. Количество студентов. На занятиях в университете (это прежде всего касается лекций)в аудитории может находится несколько сотен человек. Какой уж тут индивидуальный подход, если тут даже групп, как таковых, нет. Не удивительно, что профессора едва ли помнят тех, кто ходил к ним на занятия. Под исключения попадают любители экстрима, сидящие за первой партой. В FH группы небольшие, любые занятия включают в себя не более 30 человек. А когда число людей не сильно велико, то и атмосфера царит более близкая, кардинально отличающаяся от той, что известна в университетах.

7. Дуальная учеба. Некоторые училища предлагают возможность получения рабочей практики во время обучения. Это происходит путем совмещения практической – работа или долгосрочная практика на предприятии – и теоретической – обычная учеба – частей. Такой подход позволяет студентом уже в процессы постижения знаний получить представление о будущей работе, окунуться в ее сферы и испробовать все на себе.
Не удивительно, что многие известные концерны сотрудничают со школами, ведь их интерес очевиден. Для того, чтобы в дальнейшем получить качественно подготовленных сотрудников, нужно дать им возможность практического развития. Студенты, обучающиеся по такой системе, получают не только узконаправленные знания и умения по своей специализации, но еще и учатся работать в коллективе.
И хотя в Австрии подобная учеба еще только набирает обороты, в Германии она пользуется огромной популярностью и наглядно демонстрирует, сколько в ней потенциала.

8. Карьерные шансы. Чем выше уровень полученной квалификации, тем больше шансов получить высокооплачиваемую работу – это довольно известный факт. Сейчас большой разницы между выпускниками училищ и университетов нет, а шансы всецело зависят от выбранного направления. Так, по некоторым специальностям окончившие училище находят работу быстрее, чем выпускники университетов. В целом же картина довольна стабильна, и выпускники обоих учебных заведений находят свою первую полноценную работу уже в течение первых трех месяцев. Однако несмотря на то, что главная разница, существовавшая уже давным давно, еще до подписания Болонского соглашения, теоретически сглажена, студенты, выпускники университетов все равно зарабатывают где-то на 4% больше своих коллег из училищ.

9. Время обучения. Из-за того, что студенты в университетах самостоятельно планируют свою учебу, а также из-за их общего числа длительность обучения там часто превышает запланированный срок, который указан в описании специальности. Студенты сталкиваются с проблемой, когда не хватает места на семинаре, а получить его можно будет только в следующем семестре (через полгода). В училищах такой проблемы нет – из-за ограниченного числа студентов, а также из-за заранее спланированного расписания, которое должно всеми соблюдаться.

10. Посещаемость. Считается, что в училищах очень строгие правила, которые в том числе распространяются и на посещение занятий. В то же время учеба в университете напоминает больше выходы в свет. Студенты часто не ходят на лекции, изучая полученный по интернету материал дома. Однако в университетах тоже есть предписания, поэтому пропускать обязательные к посещению предметы более двух раз все равно не выйдет.