Когда я только начинала учиться в Вене и рассказывала своим друзьям, что хожу в университет пару раз в неделю и то, всего часа на три, народ крутил пальцем у виска и говорил, что я что-то делаю неправильно. Однако ошибались они.

Проблема/суть/реальность (каждый выберет для себя) такова, что студент сам решает, какие предметы ему посещать и во сколько. Вместе с этим он выбирает и профессора. Бывают, конечно, и такие занятия, которые ведет только один человек в строго отведенное для этого предмета время. Таковыми часто бывают лекции, на которых посещение не требуется. Вы, наверняка, сейчас удивились. Да-да, это не сделано для того, чтобы молодежь прогуливала и так не особо многолюдные занятия, а для того, чтобы у нее была возможность посещать обязательные предметы, если вдруг они пересекаются. Хотя… честно сказать, семестру к третьему понимаешь, что некоторые предметы можно не посещать и просто так, без видимой на то причины.

Хотите узнать, как проходил мой типичный день? Сделать это немного сложновато, потому что «типичными» дни студентов в Европе никак не назовешь. Мало того, что количество занятий у каждого совершенно разное, так еще кто-то может ходить в университет, а кто-то нет. Однако выделить что-то общее всегда возможно, а потому, читаем дальше.

Так как я по природе (или привычке) жаворонок, всегда старалась записаться на занятия с самого утра. Нет, я не выбирала занятия в 8:00, предпочитая вставать самостоятельно, а не по будильнику, а потому ехала в университет обычно к половине десятого. Школьная привычка – приходить пораньше – выветрилась у меня довольно быстро: знакомых мало, поболтать не с кем, да перерывов по сути нет.

Дальше следуют занятия в университете. Когда-то было такое время, что я находилась там с утра до вечера (а потом целую неделю вообще не появлялась в здании центра). Заявляешься к 9:30 и сидишь кукуешь часов до пяти, чтобы потом насладиться небольшим перерывом в полтора часа и снова вернуться на занятия до восьми вечера. Как назло, таким днем у меня был понедельник.

Типичный день студента в Австрии или что нужно знать об учебе

Если день не такой суровый, и мне не приходилось находиться в четырех стенах аудиторий бесконечное число часов, то день выглядел совершенно иначе.

К 6 семестру я, наконец, поняла, что есть предметы, которые нужно учить в течение семестра, а не перед самим экзаменом. Поэтому небольшой компанией после университета мы могли зайти в Starbuck´s и за чашечкой (читай «ведёрком») кофе обсудить прослушанный и записанный материал.

Вообще, мне кажется, тут стоит тоже отметить, что, как и в России, в зависимости от семестра (курса) поведение студента меняется (не у всех, конечно). Если на первом курсе человек боится лишний раз вздохнуть, опоздать и принести с собой бутылочку воды на лекцию, то на последнем – спокойно жует бутерброд во время ответа на вопрос преподавателя. Те, кому уже нечего терять, могут еще и поделиться с ним.

Что стоит знать

№1

Рекомендуемый срок обучения на моей специальности был (и есть) 6 семестров, за которые нужно набрать 180 ECTS. Уложиться в это время практически невозможно. И это не потому, что студенты ленятся, а потому что не хватает мест в группах. В системе моего центра при записи на лекции и семинары, нужно было расставить предметы по приоритету. Изначально это вообще не очень понятно, да и со временем не особенно проясняется. Однако к середине обучения все поняли, что нужно ставить на первое место предметы по английскому. Людей, которые изучали этот язык на моей специальности, было очень много, а посему мест зачастую просто не оставалось, и вслед за группой тянулся хвост из очереди человек в 150, которые в душе еще надеялись попасть в число 30 избранных. Людям из первой десятки еще могло повезти, но лишь в том случае, когда кто-то из уже записавшихся в первый день не явился на занятия без предварительного уведомления преподавателя.

Потому запоминаем – в первый день занятий решается ваша судьба! Его мы не пропускаем ни под каким предлогом: опаздывайте, чувствуйте себя Форестом Гампом, но в итоге приходите.
Типичный день студента в Австрии или что нужно знать об учебе
№2

Предметы на моей специальности делились на:

ЛекцииVO (Vorlesung)
УпражненияUE (Übung)
СеминарыSE (Seminar)
ПросеминарыPS (Proseminar)

Все, кроме первых, обязательны к посещению (максимальное число прогулов – 2). В течение семестра пишутся несколько работ, а потом всё заглянцовывается конечным тестом. Среднее значение и составляет финальную оценку. Лекции, как писалось выше, посещать рекомендуется, но «можно не надо». А это значит, что на них нет обязательных к проверке домашних работ и тестов. Экзамен по лекциям можно сдавать не сразу. Запись на него проводится дополнительно. Существует четыре даты, которые можно использовать как для сдачи, так и для пересдачи предмета.

P.S. Теоретически сдавать лекционный материал можно когда угодно, даже без посещения (об этом чуть позже). Просто у некоторых профессоров иногда изменяется программа курса, и можно прогадать. Следовательно, безопаснее сдавать в те даты, которые относятся к посещенному семестру.
№3

Студенты, не обязанные платить семьсот с лишним евро за семестр, могут себе позволить учиться более расслабленно, иногда даже позволяя уделять больше времени работе, нежели учебе. Вообще, как я уже говорила, уложиться в 6 семестров – редко, кому удается. Местные спокойно к этому относятся, но для нас это не вариант, поэтому выбираем свою схему, которая будет работать лично для вас, ну а я вам расскажу о небольшой хитрости, которую и сама довольно часто применяла. Основывается она на пункте №2 и на возможности прогуливать (будем честны с самими собой) лекции.

У студентов нашего факультета есть множество групп в фейсбуке, где народ делится впечатлениями о преподавателях, переживаниями, подсказками и многим другим. Там же можно (и очень рекомендуется) узнать, можно ли сдать предмет без посещения. В случае положительного ответа получаем еще один бонус от группы – возможность найти практически все лекционные материалы.

Обратите внимание: Не на всех факультетах одного и того же университета можно пропускать лекции.

Есть два варианта, как все можно устроить:

  • Вы осознанно записались на максимум лекций, получаете материалы в виде презентаций каждую неделю и спокойно попиваете стаканчик прохладного Мохито (зимой – Глинтвейна), не приходя на занятия.
  • В середине семестра до вас вдруг дошло, что было бы-таки неплохо сдать еще пару предметов. Если возможности дозаписаться уже нет (иногда можно поговорить с профессором), то кооперируемся с людьми на фейсбуке и просим лекции, по которым в дальнейшем готовимся к экзамену.
Типичный день студента в Австрии или что нужно знать об учебе
№4

Учеба в Европе построена на самостоятельности. Никто не открывает черепную коробку и не вкладывает туда новую порцию серого вещества. Самостоятельность вопреки лени, желание хороших оценок вопреки трудностям и так далее.

В самом начале этой статьи я уже писала об озарении к шестому семестру. Пришло оно не просто так. Один и тот же предмет я пересдавала 4 (максимально допустимое число) раза. И нет, я не прогуливала лекции в первый заход, я их посещала и просто внимательно слушала. Но в своем шестом семестре, когда у меня была уже такая обширная база знаний по этому вопросу (ведь к каждому экзамену я очень серьезно готовилась), я писала под диктовку преподавателя, сидела за первой партой и задавала вопросы, каждую неделю посещая еще и консультации.

В том же шестом семестре я ни разу не пропустила и еще одну лекцию. На самом деле, больше из-за преподавателя. Она мне нравилась еще и с фазы СТЕОПа (ориентировочная фаза на первом семестре). И знаете, что в конце оказалось самым классным? Что я не готовилась к экзамену. Я просто освежила знания, пролистав свои тетради с записями. Это была самая расслабленная сессия за все годы в Вене, потому что я, наконец-то, не учила весь курс за три дня (а то и за один) до сдачи.

Это всего лишь несколько основных пунктов, о которых я вспоминаю, думая про учебу в Вене. Конечно, для каждого существует еще какие-то моменты, которые он считает важными. И даже если часть этих советов вам кажется не самой необходимой, не пренебрегайте ими и учитесь на чужих ошибках.